МБДОУ № 4 г. Азова
Конспект занятия «Былинный эпос»«Отображение былинного эпоса в разных видов искусства» Подготовила воспитатель Донцова Е.В. Цель: Формирование нравственно-патриотических чувств детей через знакомство с героическими образами былинных богатырей.Задачи: Образовательная: познакомить детей с образами богатырей через различные виды искусства, формирование умение давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлением жизни. Развивающая: развитие интереса к русской художественной культуре. Воспитательная: воспитание у детей эстетического чувства, интереса и любви к музыке, литературе, изобразительному искусству. Оборудование: фонограмма, портреты А. Бородина и В. Васнецова, репродукция картины В. Васнецова "Богатыри" отрывки из русских былин, изображения симфонического оркестра и инструментов симфонического оркестра, репродукции картин русских художников. Музыкальный материал: 1. Песня «Гляжу в озера синие» 2. Экспозиция 2 симфонии «Богатырской» А. Бородина 3. Музыка и физминутки 4. «Былина о Добрыне» 5. Песня «Богатырская наша сила» 6. Финист – Ясный Сокол (гусли). Ход занятия Дети входят в зал под звучание музыки " Гляжу в озера синее"(Садятся на стулья) - Дети какая по характеру музыка сейчас звучала? (Спокойная, протяжная) - А вы услышали, о чем эта музыка? (О России) - Правильно о России, о нашей России. - А почему она наша? (Потому что это наша Родина. Мы здесь живём). - Правильно мы здесь живём, и жили наши предки. И мы сегодня будем говорить не о сегодняшней России, мы отправимся в далёкое путешествие, но не 1000 км, а на 1000 лет назад, в древнюю нашу Родину, когда она ещё называлась Русь. А предков наших называли Русичи. Но небыло тогда на Руси таких огромных каменных городов, дорог, транспорта, но за то были дремучие величественные леса, привольные поля, широкие полноводные реки. И жили наши предки мирно, обрабатывали землю, ловили рыбу, строили свои дома. Но не давало покоя врагам Руси дружное житьё наших предков. Со всех сторон совершали набеги на наши земли и половецкие племена, и монгольские. Они хотели, забрать часть наших земель, а русичей увести в плен. И тогда на защиту наших границ стали добры молодцы силы могучей, роста великого. -Может быть вы знаете кто это такие? -Богатыри. -Да путешествие наше сегодня будет к Богатырям русским и поможет нам в этом путешествии искусство. -Какие виды искусства вы знаете? -Музыка, театр, кино, литература - изобразительное искусство. -Молодцы. И так - музыка. Я предлагаю вам послушать музыку и рассказать мне о ней. Слова Александр Бородин Симфония №2 «Богатырской» - Давайте расскажем, какой характер у этой музыки. - Суровая, величественная, мужественная, героическая, торжественная. - А вся ли она одинаковая или характер поменяется? (Более веселая, танцевальная, быстрая отрывистая) - Что хочется под неё делать? (Танцевать, прыгать, гулять) - Молодцы. Написал эту музыку А. Бородин. - Сколько инструментов её исполняет? Один или много? (Много) - А когда много инструментов играют одновременно как это назвать? (Оркестр. Симфонический молодцы. Посмотрите сколько много музыкантов участвует в исполнении этой красивой музыки.) - А мы знаем инструменты симфонического оркестра. Показ инструментов симфонического оркестра. Зарядка "Делай так" - А сейчас к нам приходит на помощь другой искусство. Какое вы мне скажите сами. - Посмотрите, что я для вас приготовила. (открываю картины). - Какое же искусство пришло к нам на помощь? (Изобразительное искусство) - Я предлагаю вам подумать какую картину может описывать эта музыка. (музыка звучит не громко) - Богатыри. - Правильно, значит музыка у нас богатырская. - Так её и назвал композитор Александр Бородин "Богатырская". - Так же назвал своюкартину, на которую вы указали. В. Васнецов - художник. -Кто такой художник? — Это человек, который занимается данным искусством, создаёт картины. Он может показать нам события данного прошлого. Что и сделал для нас В. Васнецов. Картину "Богатыри" он создавал 27 лет. В оригинальном виде картина имеет очень большой размер. Так долго художник создавал эту картину, потому что ему надо было изучать хорошо наше прошлое, ведь он ни жил во времена богатырей. Поэтому он ездил по стране, изучал как жили богатыри, во что одевались, вооружались, какие совершали подвиги, и почему их так долго помнит наш народ. -Назовите мне имена этих богатырей. -Кого из богатырей художник изобразил в центре картины? -Как вы поняли, что это Илья Муромец. (Самый старший, могучий огромного роста). -Давайте рассмотрим лицо Ильи Муромца.(Борода, доброе, серьёзное, мужественное) -Куда направлен взгляд (в даль) -Что высматривает он? (Нет ли рядом врага) -Обратим внимание во что одет Илья Муромец. (Кольчуга, копьё, булава, сапоги) -Посмотрите на его коня, что можете сказать? (Чёрный, огромный) Вместо уздечки цепь - толстая, тяжёлая, что говорит, что конь тоже могучий, сильный. -Кто покажет мне Добрыню. -Почему это Добрыня, вы решили. (Он благородный, из княжеского рода) -Конь какого цвета у Добрыни? (Белого, благородного) -Посмотрите какая нарядная у него сбруя украшенная. Ветер развивает его пышную гриву. -Чем отличается Добрыня Никитич у богатырей? (Умный, грамотностью, благородством). -Как зовут 3-его богатыря? (Алёша Попович) -Кто расскажет нам о нём. (Рассказ ребёнка) -Правильно. Он как будто что-то замышляет. Врагов одолеет он, не силой, а хитростью и ловкостью. А что необычного есть в его снаряжение? -Гусли. - Зачем они ему нужны? (Он умеет играть на гуслях и петь. Он весёлый) -Они такие разные богатыри, но все они и хотят Русь и свой народ и готовы защитить их каждую минуту. -Посмотрим на задний план картины. Что мы там видим? - Природу. -Леса дремучие, ветер гуляет по степи, колышет траву, гоняет грозные облака и всё это наша Русь -Почему Васнецов изобразил богатырей на переднем плане, а природу на заднем, за спинами богатырей. -Что бы показать, что богатыри стоят на защите земли русской, и враг через них ни пройдёт ведь у них за спинами РОДИНА! - Наши мальчики, тоже станут сильными как богатыри. Покажем свою силу? Динамическая пауза "Богатырская наша сила". - Девочки, потанцуем зал добрых молодцов? "Хоровод девочек" (Сели на места) - Ребята открыло наше путешествие какое искусство? - Музыка. - Потом мы попали в волшебное царство картин и помогло нам какое искусство? - Изобразительное искусство. - Но есть ещё вид искусства, с которым мы встречаемся каждый день, когда читаем книги, слушаем и рассказываем стихи. Это искусство слова. Как оно называется? - Литература. - В литературе очень много проникновений о богатырях и проникновения эти от самого народа, не от писателя и поэтов, а от простого народа. Они слогами стихи о богатырях, потому что хотел что бы люди запомнили их подвиги и передавали эти и назывались эти стихи БЫЛИНЫ. - От какого слова образовалось слово "былина" - От слова Быль. -А что значит быль? - Это то, что было на самом деле. - Исполнилось такие былины на распев. - Хотите послушать как исполнялись былины. (Дети проходят к инструменту, исполняю былину.) -Но сопровождались они не на фортепиано, его не было, а на простом русском инструменте, который называется "Гусли". А людей, которые исполняли былины называли сказителями. Мы сейчас подойдем к картине и рассмотрим сказителя с гуслями, но вы будете не только смотреть, но и слушать как звучит гусли. Звучание гуслей. Но вот и завершилось наше путешествие в прошлое. -Какие виды искусства помогли нам в этом путешествии? -Музыка, изобразительное искусство, литература. -Как в прошлом называлась наша Родина (Русь) -А предков наших как называли (Русичи) - И конечно же защищали нашу страну кто? -Защищали богатыри Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич. И мы знаем какой завет оставили нам богатыри русские. Дети: Аделина: А к сильные могучие богатыри на славной Руси! Камила: Не скакать врагами по нашей земле. Тимур: Не топтать их коням землю русскую! Даша: Не затмить им солнце наше красное! Арина: Век стоит Русь не шатается Марк: И века простоит не шелохнется. Лёша: А преданья старина Забывать мы не должны Слава русской стороне! Слава русской стороне! 10 февраля 2023 в 13:51
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.