МБДОУ № 4 г. Азова
Конспект занятия «Блокадный хлеб»Конспект занятия подготовительная группа № 5 «Блокадный хлеб» Выполнили: воспитатель Логвинова Е.Б.. Пирогова Г.В. Цель: формирование познавательного интереса и духовно-нравственных чувств к истории своей страны. Задачи: - развивать представления об организации жизни и быта взрослых и детей во время войны; - расширять знания детей об истории города – героя Ленинграда, о героизме людей, детей переживших блокаду; - воспитывать чувство патриотизма, уважения к прошлому своего народа, бережливости к хлебу, чувства гордости и эмоционального сопереживания за свою страну. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация». Предварительная работа: 1. Разучивание стихотворений о блокаде.
Демонстрационный материал: 1. Презентация о блокаде Ленинграда.
3. Ржаной хлеб. Ход занятия: - Наше с вами занятие посвящено Дню снятия блокады Ленинграда, которое отмечает наш город 27 января. Это очень важная памятная дата для Ленинграда - Кто знает, как назывался этот город во время войны? - Молодцы, Ленинград, а жители назывались ленинградцами. - Много испытаний выпало перенести прекрасному городу: наводнения, пожары, но ВОВ - самое страшное испытание. В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев и жители стали работать для фронта. - Ребята, давайте посмотрим как выглядит наш город на карте. - До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи. Но пришла война, и очень скоро враги оказались рядом с Ленинградом. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город. - Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо вокруг нашего города (звучит песня «Вставай, страна огромная») В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу. - Вот и тогда все встали на защиту города. В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду… Наступила холодная зима…Наступили страшные блокадные дни… Их было 900… это почти 2,5года. Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда — 125 грамм . И всё, только вода. Муки в этом хлебе почти не было. В состав блокадных буханок входили: 10–12% - мука ржаная обойная, остальное – жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, пищевая целлюлоза, хвоя. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Сто двадцать пять граммов хлеба – дневная норма святого черного блокадного хлеба. Это много или мало? (показ кусочек хлеба) Дети: - Сколько это: осьмушка хлеба?
Только тот, кто на той войне не был,
Эта цифра - "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам" - навсегда останется одним из символов блокады, хотя эти нормы просуществовали чуть более месяца. - Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили для нас с вами. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева. Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам. Дети: 1. В войну солдаты город защищали,
2. Кружился снег, а город наш бомбили
- Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены). А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался. - Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картин). По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Дорогу через Ладогу назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед. Дети: 3. Тот город назывался Ленинградом,
4. Она спасеньем ленинградцам стала,
- Ленинград был отрезан от большой земли. В городе оставались в основном женщины, старики и дети. Все кто мог держать оружие ушли на фронт. На заводах работали даже дети- школьники. В то тяжелое время продолжали учиться дети, работали филармонии, проходили концерты. И это тоже был подвиг, так давали фашистам понять, что город живет. - В осажденном городе впервые исполнили «великую седьмую симфонию» Дмитрия Шостаковича. (звучит симфония) Её ещё называют Ленинградской, её композитор сочинял в блокадном городе, как ответ немецкому нашествию. Эта симфония стала символом победы в Великой Отечественной войне. - Мы с вами под музыку этой симфонии посмотрим презентацию о блокаде. (Просмотр презентации о блокаде). В январе 1943 года наши войска перешли в наступление, а 27 января 1944 года город был освобожден от блокады. - Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников. На Пискаревском кладбище, у братской могилы горит Вечный огонь. Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью. Дети: 5. На Невском проспекте есть надпись одна,
6. Зачем эту надпись наш город хранит?
- Ребята, а мы с вами должны помнить о тех кто защищал Родину с оружием в руках, работая на заводах, выпускавших боевую технику для фронта, о тех, кто, вопреки всему, выжил в страшной блокаде и не отдал город врагу. Возьмите, пожалуйста, кусочек блокадного хлеба домой, расскажите своим родным о том, что нового вы сегодня узнали, поделитесь с ними хлебом Звучит песня «Блокадный хлеб» Эдуард Хиль Под песню дети берут 125 грамм хлеба. - Ребята, предлагаю почтить память погибших в ВОВ минутой молчания (минута молчания под звук метронома) 10 февраля 2023 в 14:00
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.