МБДОУ № 4 г. Азова

Конспект занятия «Блокадный хлеб»

Конспект занятия

 подготовительная группа № 5

«Блокадный хлеб»

Выполнили: воспитатель

Логвинова Е.Б..

Пирогова Г.В.

Цель: формирование познавательного интереса и духовно-нравственных чувств к истории своей страны.

Задачи:

- развивать представления об организации жизни и быта взрослых и детей во время войны;

- расширять знания детей об истории города – героя Ленинграда, о героизме людей, детей переживших блокаду;

- воспитывать чувство  патриотизма, уважения к прошлому своего народа, бережливости к хлебу, чувства гордости и эмоционального сопереживания за свою страну.

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Предварительная работа:

1. Разучивание стихотворений о блокаде.
2. Слушание песни о ленинградских мальчишках.

Демонстрационный материал:

1. Презентация о блокаде Ленинграда.
2. Картинки о войне.

3. Ржаной хлеб.

Ход занятия:

- Наше с вами занятие посвящено Дню снятия блокады Ленинграда, которое отмечает наш город 27 января. Это очень важная  памятная дата для Ленинграда

- Кто знает, как назывался этот город во время войны?

- Молодцы, Ленинград, а жители назывались ленинградцами.

- Много испытаний выпало перенести прекрасному городу: наводнения, пожары, но ВОВ -  самое страшное испытание.

В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев и жители стали работать для фронта.

- Ребята, давайте посмотрим как выглядит наш город на карте.

- До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи. Но пришла война, и очень скоро враги оказались рядом с Ленинградом. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.

- Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо вокруг нашего города (звучит песня «Вставай, страна огромная») В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу.

- Вот и тогда все встали на защиту города. В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду…

Наступила холодная зима…Наступили страшные блокадные дни…

Их было 900… это почти 2,5года. Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда — 125 грамм . И всё, только вода. Муки в этом хлебе почти не было. В состав блокадных буханок входили: 10–12% - мука ржаная обойная, остальное – жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола,  пищевая целлюлоза, хвоя.

Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Сто двадцать пять граммов хлеба – дневная норма святого черного блокадного хлеба.

Это много или мало? (показ кусочек хлеба)

Дети:

- Сколько это: осьмушка хлеба?
Если в граммах, то 125.

Только тот, кто на той войне не был, 
Вкуса хлеба не сможет понять.
Вы представьте, как детские руки
Прижимают кусочек к губам.
Ничего не могло быть вкуснее
Тех единственных крохотных грамм.

Эта цифра - "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам" - навсегда останется одним из символов блокады, хотя эти нормы просуществовали чуть более месяца.

- Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили для нас с вами. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева.

Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.

Дети:

1. В войну солдаты город защищали,
Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.
За нас с тобою жизнь отдали,
Чтоб в мире больше не было войны.

2. Кружился снег, а город наш бомбили
Была тогда жестокая война.
Защитники фашистов победили,
Чтоб мирной стала каждая зима!

- Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены).

А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.

- Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картин). По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Дорогу через Ладогу назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед.

Дети:

3. Тот город назывался Ленинградом,
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов
«Дорогой жизни» Ладога была.

4. Она спасеньем ленинградцам стала,
И помогла в войне нам победить,
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

- Ленинград был отрезан от большой земли. В городе оставались в основном женщины, старики и дети. Все кто мог держать оружие ушли на фронт. На заводах работали даже дети- школьники.

В то тяжелое время продолжали учиться дети, работали филармонии, проходили концерты. И это тоже был подвиг, так давали фашистам понять, что город живет.

- В осажденном городе впервые исполнили «великую седьмую симфонию» Дмитрия Шостаковича. (звучит симфония) Её ещё называют Ленинградской, её композитор сочинял в блокадном городе, как ответ немецкому нашествию. Эта симфония стала символом победы в Великой Отечественной войне.

- Мы с вами под музыку этой симфонии посмотрим презентацию о блокаде. (Просмотр презентации о блокаде).

В январе 1943 года наши войска перешли в наступление, а 27 января 1944 года город был освобожден от блокады.

- Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников.

На Пискаревском кладбище, у братской могилы горит Вечный огонь. Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

Дети:

5. На Невском проспекте есть надпись одна,
И трудно сейчас нам поверить,
Что именно эта была сторона
Опасной при артобстреле.

6. Зачем эту надпись наш город хранит?
Чтоб взрослые знали и дети:
«Ничто не забыто. Никто не забыт!»
Чтоб помнили все строчки эти.

- Ребята, а мы с вами должны помнить о тех кто защищал Родину с оружием в руках, работая на заводах, выпускавших боевую технику для фронта, о тех, кто,  вопреки всему, выжил в страшной блокаде и не отдал город врагу. Возьмите, пожалуйста, кусочек блокадного хлеба домой, расскажите своим родным о том, что нового вы сегодня узнали, поделитесь  с ними хлебом

Звучит песня «Блокадный хлеб» Эдуард Хиль

Под песню дети берут 125 грамм хлеба.

 - Ребята, предлагаю почтить память погибших в ВОВ минутой молчания

(минута молчания под звук метронома)

10 февраля 2023 в 14:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.