МБДОУ № 4 г. Азова
Опыт работы «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»Опыт работы «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Воспитатель: Лукьянчук Инна Сергеевна С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений. Поэтому я и выбрала тему моего опыта «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр». Я поставила перед собой цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей; 2) Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры; 3) Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики. Мой опыт показал, что на развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: пирамидки, прищепки, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень, игры с карандашами, работа с пластилином, для развития движений хорошим средством является «Пальчиковый театр». Большой интерес у детей вызывает игра с тактильной доской. На ней находятся всевозможные замочки, крючки, ленточки. Перебирая их, детки тренируют свои пальчики, проговаривают предметы, имитируя действия. К концу года пальчики у детей становятся более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями. Использование таких пальчиковых игр и упражнений, как «Ладошки», «Паучок», «Курочка», «Пчёлки», «Перчатка», «Шалун», «Прятки», «Покатаем машинки» и т.д. помогли детям: - овладеть навыком мелкой моторики; - сделать рывок в развитии речи; - улучшить произношение и обогатить лексику; - улучшить психические процессы (внимание, мышление, память); - проявлять творческие способности. На основании проделанной мной работы я сделала вывод, что важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Подводя итоги, я решила, что буду продолжать использовать в своей практике проведение пальчиковых игр для развития речевой активности у детей дошкольного возраста. 20 июня 2023 в 11:38
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.