МБДОУ № 4 г. Азова
Педагогический опыт по реализации программы по патриотическому воспитанию «Воспитание маленького жителя Азова – большого гражданина России»Педагогический опыт по реализации программы по патриотическому воспитанию "Воспитание маленького жителя Азова – большого гражданина России" воспитатель Е.Б.Логвинова МБДОУ №4 г.Азова Программа по патриотическому воспитанию«Воспитание маленького жителя Азова – большого гражданина России»
I. Пояснительная записка
Что мы Родиной зовем?
По которой мы идем
Хлеб за праздничным столом
В. Степанов Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества. Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
1. Обоснование актуальности программыО важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
2. Цель и задачи программыЦель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей. Задачи:1. Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом. 2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину. 3. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился. 4. Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям. 5. Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому. 6. Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей. 7. Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества. 8. Воспитание здорового образа жизни. 9. Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
3. Педагогические принципы программы1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. 2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств. 3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края. 4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру. 5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе. 6. Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
II. Структура программыПрограмма составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа). Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам. 1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад). 2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом». 3 раздел «Город, в котором я живу». 4 раздел «Наша кладовая».
1 раздел «Вместе дружная семья».Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать. Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям. Задачи:· Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной. · Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями. · Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь. · Познакомить детей с историей детского сада.
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание. Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края. Задачи:· Формировать представления детей о географических, климатических, социально- экономических особенностях малой Родины, символике родного края. · Расширять представления о природных богатствах сахалинской земли, в особенности города: растительном и животном мире; полезных ископаемых. · Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.
3 раздел «Город, в котором я живу».Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города. Задачи:· Формировать представление об исторических корнях города. · Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города. · Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, · Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.
4 раздел «Наша кладовая».Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют. Задачи:· Формировать представление об основных профессиях жителей города. · Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям. · Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
III. Ожидаемый результат реализации программыНаличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей. Дети должны знать: 3–4 года. · Знать имя, отчество родителей. · Знать где работают их родители. · Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями. · Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым. · Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых. · Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них. 4–5 лет. · С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей. · Уметь рассказывать о своем родном городе. · Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.). · Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им. 5–6 лет. · Знать свой домашний адрес, название города, края. · Иметь представление о символике города, края. · Знать название близлежащих улиц. · Иметь представление о жизни и быте народа населивших город и Алтайский край. · Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них. · Знать профессии своих родителей. · Знать правила поведения в природе. · Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей. · Различать некоторые рода войск. 6–7 лет. · Краткие сведения об истории города, округа. · Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада. · Знать герб, флаг своего города. · Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ. · Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д. · Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников. · Правила безопасности поведения в природе и на улице города. · Иметь элементарные представления об охране природы · Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
IV. Этапы внедрения программы· Сбор информации. · Разработка и внедрение программы. · Разработка и реализация плана программы. · Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. · Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала. · Регулирование выполнения программы. · Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.
V. Механизм сопровождения программы1. Планирование и подготовка· Изучение методической литературы. · План работы на год. · Комплектование творческой группы. · Составление разделов плана творческой группой (по годам). · Обсуждение проектов каждого плана. · Утверждение плана. 2. Методическое сопровождение· Организация и проведение семинара по изучению программы. · Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении. · Консультации. · Проведение семинарских занятий. · Проведение мастер-классов, круглых столов, открытых дверей. · Самообразование. 3. Использование результатов работы· Подготовка и проведение методических мероприятий (педагогические чтения, педсоветы, открытые просмотры). · Оформление результатов работы. · Написание творческих работ, проектов. 4. Мероприятия поддержки· Составление плана совместных проектов между специалистами ДО. · Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников. · Взаимодействие с семьей. · Сотрудничество с библиотекой. · Сотрудничество, краеведческим музеем, музеем истории литературы и искусства. 5. Итоговый анализ· Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг). · Мониторинг профмастерства педагогов каждого этапа. · Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг). · Оформление результатов работы. · Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках программы.
VI. Тематическое планированиеII младшая группа (3–4 года)
VII. Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детейОсобую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения. Взаимодействие с родителями
VIII. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов. 1. Познавательные занятия· Занятия, посвященные изучению государственных символов России · (история возникновения г.Азова, Ростовской области, их символика). · Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д. · «Наш город» и т.д.
2. Традиции· Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории города, края. Для этого проводятся: · Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество; · Экскурсии в краеведческий музей г. Азова; · Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», · «Мой папа». 3. Природа и экологияОдно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней. 4. Героическое прошлоеВажно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как: Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:· Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества». · Занятия «Дети – герои», «Герои ВОВ – наши земляки». · «Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время во время ВОВ. 1. «Неделя памяти» включающая:· оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов ВОВ, детей войны. · Занятия, беседы. · Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны. · Экскурсия к «Стеле памяти» посвященной участникам Великой Отечественной Войны. 5. Взаимодействие с родителямиОсобую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся: · Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др. · Оформление групповых комнат. · Благоустройство ДО. · Труд бытовой в природе. · Утренники, праздники, экскурсии, соревнования. · Природоохранные акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др. Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.IX. Материально-техническое сопровождение · Дидактические и наглядные пособия; · современные средства ТСО; · методическая литература; · репродукции картин; · картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, · фотоальбомы «Мой город»; «Моя семья»; · художественная литература; · · грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет; · карты, атлас Донской край; · символика края и г. Азова, глобус и т. д.
Вышеперечисленные задачи и направления решаются во всех видах детской деятельности: во время организованной образовательной деятельности, игровой, в режимных моментах, самостоятельной, совместной деятельности с детьми, во взаимодействии с обществом. Степень осведомлённости дошкольника о патриотизме в значительной мере зависит от того, какой материал подбирает и использует педагог. В воспитании патриотических чувств у дошкольников играет огромную роль отбор и создание новаторских подходов. В работе использую разнообразные методы и приемы с учетом психологических особенностей дошкольника (восприятии окружающего, конкретность мышления). Считаю наиболее эффективным методом - проектный метод, который позволяет создать естественную учебную ситуацию и практическое взаимодействие детей и взрослых (в том числе родителей), обеспечивая поэтапную последовательность в организации воспитания и развития дошкольников. Проектный метод обучения - один из способов достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка. Он позволяет объединить интересы всех участников проекта: – · педагог имеет возможность самореализоваться, проявить креативность в работе в соответствии с профессиональным уровнем; – · родители имеют возможность участвовать в процессе воспитания детей; – · дети организованы в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями. В течение года совместно с детьми и родителями реализованы несколько проектов: «Мой родной город», «Россия - гордость», «Священный праздник – День Победы», «Космос — это интересно». В воспитании любви к Родине, родному городу – стараюсь связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Патриотическое воспитание пронизывает все виды деятельности: игра, наблюдение, беседы, чтение художественной литературы, художественное творчество, физическая культура, труд, конструирование, формирование общественной жизни (экскурсии, прогулки) и другие. В работе придерживаюсь принципов целостности в единстве обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системности с другой. Стараюсь учитывать возрастные, индивидуальные особенности ребенка, работаю над созданием атмосферы доброжелательности и взаимопонимания. Человек не появляется на свет враждебным или великодушным, нравственным или безнравственным. От родителей, педагогов, от их усилий в воспитании ребёнка; от окружающего мира, зависит какие черты характера сформируются у ребёнка, какие впечатления сделают его духовно просвещённым. В общей системе воспитательно-образовательной работы нравственно-патриотическое воспитание занимает большое место, и основы, заложенные в раннем детстве, помогают успешно решить главную задачу – научить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа, быть необходимым гражданином, патриотом своего города, страны, Родины. 20 июня 2023 в 11:48
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.