МБДОУ № 4 г. Азова

Педагогический опыт по реализации программы по патриотическому воспитанию «Воспитание маленького жителя Азова – большого гражданина России»

 Педагогический опыт

по реализации

программы по патриотическому воспитанию "Воспитание маленького жителя Азова – большого гражданина России"

воспитатель Е.Б.Логвинова МБДОУ №4 г.Азова

b2b7516f098dcd73ebfa4f671d02939e.jpg

Программа по патриотическому воспитанию

«Воспитание маленького жителя Азова – большого гражданина России»

 

 

I.  Пояснительная записка

 

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,

По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.

В. Степанов

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

 

1.  Обоснование актуальности программы

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.


Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

3457af8fcc4ed37555185c088bec1b8b.jpg 

2.  Цель и задачи программы

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

1. Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.

2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

3. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.

4. Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.

5. Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

6. Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.

7. Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.

8. Воспитание здорового образа жизни.

9. Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

 

3. Педагогические принципы программы

1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

6. Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

 

II.  Структура программы

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).


Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.

1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад). 2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».

3 раздел «Город, в котором я живу». 4 раздел «Наша кладовая».

 

1  раздел «Вместе дружная семья».

Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

Задачи:

· Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.

· Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.

· Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

· Познакомить детей с историей детского сада.

 

2  раздел «Вот эта улица, вот этот дом».

Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.

Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.

Задачи:

· Формировать представления детей о географических, климатических, социально- экономических особенностях малой Родины, символике родного края.

· Расширять представления о природных богатствах сахалинской земли, в особенности города: растительном и животном мире; полезных ископаемых.

· Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.

 

3  раздел «Город, в котором я живу».

Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны,  достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.

Задачи:

· Формировать представление об исторических корнях города.

· Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.

· Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда,

· Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.

 

4  раздел «Наша кладовая».

Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.


Задачи:

· Формировать представление об основных профессиях жителей города.

· Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.

· Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

 

 3f8d885593e06de0fe51fc4339f53d3e.jpg

III.  Ожидаемый результат реализации программы

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Дети должны знать:

3–4 года.

· Знать имя, отчество родителей.

· Знать где работают их родители.

· Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.

· Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.

· Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.

· Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.

4–5 лет.

· С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.

· Уметь рассказывать о своем родном городе.

· Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).

· Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

5–6 лет.

· Знать свой домашний адрес, название города, края.

· Иметь представление о символике города, края.

· Знать название близлежащих улиц.

· Иметь представление о жизни и быте народа населивших город и Алтайский край.

· Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.

· Знать профессии своих родителей.

· Знать правила поведения в природе.

· Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

· Различать некоторые рода войск. 6–7 лет.

· Краткие сведения об истории города, округа.

· Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

· Знать герб, флаг своего города.


· Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

· Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.

· Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.

· Правила безопасности поведения в природе и на улице города.

· Иметь элементарные представления об охране природы

· Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

 

IV. Этапы внедрения программы

· Сбор информации.

· Разработка и внедрение программы.

· Разработка и реализация плана программы.

· Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

· Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала.

· Регулирование выполнения программы.

· Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.

 

V. Механизм сопровождения программы

1. Планирование и подготовка

· Изучение методической литературы.

· План работы на год.

· Комплектование творческой группы.

· Составление разделов плана творческой группой (по годам).

· Обсуждение проектов каждого плана.

· Утверждение плана.

2. Методическое сопровождение

· Организация и проведение семинара по изучению программы.

· Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении.

· Консультации.

· Проведение семинарских занятий.

· Проведение мастер-классов, круглых столов, открытых дверей.

· Самообразование.

3. Использование результатов работы

· Подготовка и проведение методических мероприятий (педагогические чтения, педсоветы, открытые просмотры).

· Оформление результатов работы.

· Написание творческих работ, проектов.

4. Мероприятия поддержки

· Составление плана совместных проектов между специалистами ДО.

· Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.

· Взаимодействие с семьей.

· Сотрудничество с библиотекой.

· Сотрудничество, краеведческим музеем, музеем истории литературы и искусства.

5. Итоговый анализ

· Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг).

· Мониторинг профмастерства педагогов каждого этапа.

· Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг).


· Оформление результатов работы.

· Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках программы.

 

VI. Тематическое планирование

II младшая группа (3–4 года)

 

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

 

 

Сентябрь

Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками

детского сада, с помещениями)

Сюжетно -ролевая игра «В детском саду»

Природоохранная акция «Сохраним цветок»

Целевая прогулка (растения участка, природа родного края)

 

 

Октябрь

Беседа «Моя семья»

Проект (занятие)

«Мама, папа, я – семья»

Проект (рисование)

«Портрет семьи»

Проект

(занятие) «Как животные родного края к зиме готовятся»

 

 

Ноябрь

Проект «Варвара- краса, длинная коса» (знакомство с трудом мамы).

Беседа «Хорошо у нас в саду»

Сюжетно -ролевая игра «Бабушка приехала»

Рассматривание иллюстраций

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

 

 

Декабрь

Природоохранная акция «Покормите птиц зимой»

Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада.

Наблюдение за трудом младшего воспитателя.

Музей «Друзей и дружбы» – что мы там

видели.

 

 

Январь

Проект «Мой родной город».

Проект (конструирование)

«Мы построим новый дом».

Беседа «Домашние животные у нас

дома».

Лепка

«Угостим новых знакомых оладушками».

 

 

 

Февраль

«Белая береза под моим окном» –

деревья в родном городе.

Проект (рисование)

«Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей».

«Как мы с Фунтиком возили песок». Дать представление о том, что папа

проявляет заботу о своей семье.

Беседа «Как стать сильным?»

 

Март

«Я и моя мама».

Проект (рисование) «Для мамы расческу я нарисую. Порадую милую, дорогую».

 

«Что мы делаем в

детском саду». Труд взрослых.

Проект «помоги растению».

Апрель

«Рассказы о своей семье».

«Наши добрые дела». Труд взрослых

Беседа «Дом в котором мы живем».

Аппликация

«Строим, строим дом. Вырос дом огромный».

Май

Целевая прогулка к украшенной к празднику улице.

Проект (рисование) «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют»

Чтение стихотворений «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», «Что такое море?» из

сборника В. Степанова «Наша природа».

Беседа «Наш город».

Июнь

Природоохранная акция «Посади цветок»

Экскурсия в Пороховой погреб

Акция

«Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой»

Сюжетно- ролевая игра

«Путешествие по городу»

Июль

Познавательное развитие «Труд воспитателя».

Физкультурный

досуг «В здоровом теле, здоровый дух».

«Друзья наши меньшие» – знакомство с бобром

Беседа

«Азов – моя родина».

Август

Лепка «Божьих коровок скорее слепите! Деревья от тли спасите».

Развлечение

«Путешествие в страну чистоты и здоровья».

Рассматривание фотоальбома

«Город Азов»

здания и памятники города.

«Наша дружная семья».

 

Средняя группа (4–5 лет)

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

 

 

Сентябр ь

«Детский сад»

Знакомить с

детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в

детском саду.

Проект (занятие) «У медведя во бору грибы,

ягоды беру…»

Акция

«Сохраним цветок»

«В нашем детском саду» Труд взрослых.

 

Октябрь

Беседа «Семья» – дать понятие семья, о родственных отношениях

Прохождение экологической тропы – природа  г. Азова

«Семейная

фотография» – расширение знаний о своей семье.

Проект «Мой родной город».

Ноябрь

Экскурсия «С чего начинается Родина?» (улицы города).

Труд: «Помоги дворнику собрать опавшие листья»

С. Черный

«Когда никого нет дома» – чтение стихотворения

Целевая прогулка «В нашем городе строят новый дом».

Декабрь

Проект (рисование)

«Построим

большой дом».

Беседа «Мое здоровье».

Труд взрослых: понятие

«профессия», профессии сотрудников детского сада.

«Моя семья» – любимые занятия

родителей и других членов семьи.

Январь

Природоохранная акция

«Покорми птиц зимой».

Проект

«Дружат дети на планете».

Целевая прогулка по близлежащей улице, прилегающей к детскому саду.

Досуг «Колядки!»

Февраль

«Мы следопыты»

– о жизни диких животных в Ростовской области

Проект

«Письмо в сказочную страну», знакомство с профессией почтальона.

«На земле, в небесах и на море» – о видах транспорта

«Папы, дедушки – солдаты» – о государственном празднике «Защитники Отечества».

Март

«Наша мама лучше всех».

 

«Город.

Транспорт. пешеход».

«Люблю березку русскую». (деревья и растения, природа

родного края)

Развлечение «Быть здоровыми хотим».

Апрель

«Мой город», рассматривание альбома о городе Азове.

«В гости к деду

Природоведу»

экологическая тропа весной.

Беседа

«Помощники»

– об обязанностях, которые дети выполняют

дома, об обязанностях членов семьи.

Знакомство детей с флагом России и Ростовской области

Май

Экскурсия по праздничным улицам города.

Рассказ воспитателя «О Дне Победы».

Сюжетно- ролевая игра «Мы рыбаки», знакомство с профессией рыбака.

Целевая прогулка к

«Стеле памяти» посвященной Великой Отечественной Войне.

Июнь

Акция «Озелени участок»

Проект (рисования)

«Салют в честь праздника России».

Досуг

«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».

Рассказ воспитателя о лекарственных растениях.

Июль

Экскурсия к памятнику Петра 1

Проект (рисования)

«Мой детский сад».

Досуг

«Преодоление препятствий».

Рассматривание фотоальбома

«Достопримечательности города Азова».

Август

Акция «Природа просит защиты» – бережное отношение к природе родного края.

Чтение

художественной литературы

для детей на семейную тему.

Рассматривание фотоальбома

«Наша дружная семья».

«Мой край задумчивый и нежный».

 

Старшая группа (5–6 лет)

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

Рассказ воспитателя

«Мои родные и мы»

Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, город ее часть.

«Край, в котором мы

живем» (географическое расположение, климатические особенности).

Экскурсия по экологической тропе (растительный мир родного края, г. Азова).

Октябрь

Мир природы

«Хвойные и лиственные деревья».

Сюжетно -ролевая игра «МЧС».

Рассказ воспитателя «О символике родного края».

Рассматривание карты России, карты Ростовской области (местоположение г. Азова).

Ноябрь

Беседа «Чем славится

г. Азов» (на основе наглядного материала).

Экскурсия к строительству нового дома.

«Поиграем в экономику» (что из чего сделано?)

Выставка рисунков «Мама лучшая на свете» посвященная Дню матери.

Декабрь

«Панорама

добрых дел».

Экскурсия в краеведческий музей.

Природоохранная акция «Не рубите елочку».

Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» (профессии округа).

Январь

Чтение рассказа

«Кто хозяин?» (В. Осеева)

Изготовление с детьми и

родителями герба г. Азова.

История возникновения г. Азова.

Проект (д/и)

«Вкусная и полезная пища».

Февраль

Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

Природный мир

«Природа и человек».

Акция «Подарки для

Защитников Отечества».

Праздник День Защитника Отечества.

Март

Праздник, посвященный международном у женскому дню 8 Марта

Целевая прогулка по близлежащим улицам г.

Азова. Природоохранная акция «Берегите птиц».

Изготовление альбома фотографий

«Достопримечательность и

г. Азова».

Экскурсия в краеведческий музей "Предметы старины"

Апрель

Беседа с детьми

«Люди каких национальностей населяют наш город».

Сюжетно -ролевая игра «Путешествие по г. Азову».

«Кем работают наши родители».

Экскурсия к памятнику Петра 1

Май

Тематический праздник «День Победы».

«Вкусная и полезная пища».

Беседа «Национальная одежда народов, проживающих в Ростовской области».

Викторина

«Знаешь ли ты свой город?»

Июнь

«Украсим

детский сад» (озеленение территории

детского сада).

«Дом, в котором я живу» выставка рисунков.

Досуг «Зарница».

«Лесные приключения» путешествие по экологической тропе.

Июль

Беседа «Рыбы наших водоемов». Сбор гербария.

Экскурсия в краеведческий музей.

Развлечение

«Приключения капельки».

Просмотр видеофильма

"Мой Азов".

Август

Игровая обучающая ситуация

«школа для игрушечных зайчиков».

Составление с детьми рассказа "Во что играли раньше наши

бабушки и дедушки"

«Символика города».

«Наша дружная семья» – о народах населяющих город, край.

 

Подготовительная группа (6–7 лет)

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

Экскурсия к Доске почета (лучшие люди города)

Родные просторы (знакомство с местоположением г. Азова на карте).

«Край, в котором мы живем».

Проект «Наше дерево».

Октябрь

«Как можно стать юным экологом».

Посещение Центральной районной

библиотеки «Как все начиналось?»

Оформление подборки из домашних

фотоальбомов

«История моего города».

Экскурсия по близлежащим улицам

г. Азова. Рассказ педагога о происхождении названий улиц.

Ноябрь

Проект (комплексное занятие)

«Символика г. Азова и Ростовской области» (изобразительная и музыкальная

деятельность).

Беседа «Лес – многоэтажный

дом», знакомство с профессией лесника, егеря.

«Кладовая г. Азова» (полезные ископаемые округа).

Спортивный досуг, посвященный Дню матери.

Декабрь

Беседа «Важные даты г. Азова».

Экскурсия в музейную комнату школы №5(преемственность).

Изготовление плакатов на тему

«Сохраним красавицу елку».

Творческая гостиная для детей и родителей

«Культура народов Дона».

Январь

Спортивное развлечение

«Достань пакет»,

«Ориентировка по карте».

Чтение З. Александрова

«Дозор». А. Нехода

«Летчики».

Экскурсия на площадь Победы.

Сбор

информации об участниках войны – жителях нашего города.

Февраль

Природоохранная акция

«Помогите птицам зимой».

Оформление альбома «Мои любимые места в городе».

Беседа "Дома- памятники"

Праздник– День Защитника Отечества.

Март

Праздник «Наши мамы».

«Все профессии нужны, все профессии важны».

Беседа с использованием эксперимента «Край суровый и ласковый» (климатические особенности).

Рассказ педагога о Героях Советского Союза.

Апрель

Досуг «Зеленая служба Айболита» (к всероссийскому дню здоровья).

«Чем богат наш край» – экскурсия в краеведческий музей.

Проект (рисование)

«Язык орнаментов».

Беседа

«Архитектура родного города». акция «Спасти и сохранить».

Май

Экскурсия к

«Стеле памяти». посвященной ВОВ.

Рассказ педагога о заповедных местах края.

Викторина

«Конкурс знатоков родного города».

«Я и мой город» с использованием поэтических произведений искусства, местных поэтов, художников.

Июнь

День взаимопомощи

«Зеленая улица» (озеленение территории

детского сада).

Беседа «Красная книга Донского края».

Сюжетно - ролевая игра

«Путешествие по городу».

Игра –

фестиваль

«Загадки Лешего».

Июль

Тренировочное упражнение

«Учимся радоваться природе».

Досуг «Зарница».

Беседа «Зачем людям нужна вода?»

Составление творческих альбомов по рассказам детей

«Мой город».

 

Август

Государственная символика, символика города, края (День флага).

Праздник "День рождения города".

Досуг «Наши

друзья деревья».

Беседа « Заводы и фабрики г.Азова»

 

 

VII. Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.

Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Взаимодействие с родителями

№ п / п

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

 

1

Проведение родительского всеобуча.

По плану ДОУ

Заведующий, старший воспитатель

 

2

Выставка цветов и композиций посвященных Дню города.

 

Сентябрь

Воспитатели, родители, старший воспитатель

 

3

Клуб выходного дня для родителей

«Загадки осени» (конкурс-выставка собранного урожая нашего края).

 

Октябрь

 

Воспитатели

 

4

Выставка рисунков «Моя мама лучше всех».

 

Ноябрь

 

Воспитатели, родители

 

5

Круглый стол, посвященный Дню матери.

 

Ноябрь

 

Воспитатели, специалисты ДО

 

6

Семинар: «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего

дошкольного возраста».

 

Декабрь

 

Заведующий, старший воспитатель, воспитатели

 

7

Оформление стенда «Древо своей семьи».

 

Январь

 

Родители, воспитатели

 

8

Выставка плакатов «Защитники Отечества».

 

Февраль

Воспитатели, родители, старший воспитатель

 

9

 

Досуг «Мой – папа».

 

Февраль

Инструктор по физической культуре, родители

 

10

 

Развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья».

 

По плану ДО

Воспитатели, музыкальный руководитель, Инструктор по физической культуре, родители

 

12

Изготовление подарков для ветеранов ВОВ. Проект «Дети ветеранам».

 

Апрель

 

Родители, воспитатели

 

13

День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Проект «Зеленая улица».

 

Июнь

 

Родители, воспитатели

 

14

Экологический форум «Съезд животных Донского края».

 

Июль

Родители, воспитатели, старший воспитатель

 

15

Участие в празднике "День рождение г. Азова".

 

Август

 

Родители, воспитатели

 

VIII. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.

1.  Познавательные занятия

· Занятия, посвященные изучению государственных символов России

· (история  возникновения г.Азова, Ростовской области, их символика).

· Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д.

· «Наш город» и т.д.

 

2.  Традиции

· Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории города, края. Для этого проводятся:

· Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;

· Экскурсии в краеведческий музей г. Азова;

· Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья»,

·  «Мой папа».

3.  Природа и экология

Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.

4.  Героическое прошлое

Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:

Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:

· Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».

· Занятия «Дети – герои», «Герои ВОВ  – наши земляки».

· «Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время во время ВОВ.

1.  «Неделя памяти» включающая:

· оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов  ВОВ, детей войны.

· Занятия, беседы.

· Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.

· Экскурсия к «Стеле памяти» посвященной участникам Великой Отечественной Войны.

5. Взаимодействие с родителями

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:

· Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.

· Оформление групповых комнат.

· Благоустройство ДО.

· Труд бытовой в природе.

· Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.

· Природоохранные акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др. Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.IX. Материально-техническое сопровождение

· Дидактические и наглядные пособия;

· современные средства ТСО;

· методическая литература;

· репродукции картин;

· картинки с различными видами войск и Защитников Отечества,

· фотоальбомы «Мой город»; «Моя семья»;

· художественная литература;

·  

· грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;

· карты, атлас Донской край;

· символика края и г. Азова, глобус и т. д.

 

Вышеперечисленные задачи и направления решаются во всех видах детской деятельности: во время организованной образовательной деятельности, игровой, в режимных моментах, самостоятельной, совместной деятельности с детьми, во взаимодействии с обществом.

Степень осведомлённости дошкольника о патриотизме в значительной мере зависит от того, какой материал подбирает и использует педагог. В воспитании патриотических чувств у дошкольников играет огромную роль отбор и создание новаторских подходов.

В работе использую разнообразные методы и приемы с учетом психологических особенностей дошкольника (восприятии окружающего, конкретность мышления). Считаю наиболее эффективным методом - проектный метод, который позволяет создать естественную учебную ситуацию и практическое взаимодействие детей и взрослых (в том числе родителей), обеспечивая поэтапную последовательность в организации воспитания и развития дошкольников.

Проектный метод обучения - один из способов достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка. Он позволяет объединить интересы всех участников проекта:

– · педагог имеет возможность самореализоваться, проявить креативность в работе в соответствии с профессиональным уровнем;

– · родители имеют возможность участвовать в процессе воспитания детей;

– · дети организованы в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

В течение года совместно с детьми и родителями реализованы несколько проектов:

«Мой родной город», «Россия - гордость», «Священный праздник – День Победы», «Космос — это интересно».  

В воспитании любви к Родине, родному городу – стараюсь  связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Патриотическое воспитание пронизывает все виды деятельности: игра, наблюдение, беседы, чтение художественной литературы, художественное творчество, физическая культура, труд, конструирование, формирование общественной жизни (экскурсии, прогулки) и другие.

В работе  придерживаюсь принципов целостности в единстве обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системности с другой. Стараюсь учитывать возрастные, индивидуальные особенности ребенка, работаю над созданием атмосферы доброжелательности и взаимопонимания.

Человек не появляется на свет враждебным или великодушным, нравственным или безнравственным. От родителей, педагогов, от их усилий в воспитании ребёнка; от окружающего мира, зависит какие черты характера сформируются у ребёнка, какие впечатления сделают его духовно просвещённым.

В общей системе воспитательно-образовательной работы нравственно-патриотическое воспитание занимает большое место, и основы, заложенные в раннем детстве, помогают успешно решить главную задачу – научить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа, быть необходимым гражданином, патриотом своего города, страны, Родины.

f78c4f7a9509aa879bbefb1ea1614d79.jpg


20 июня 2023 в 11:48

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.