Технологическая карта
по развитию речи в старшей группе с использованием элементов нейрогимнастики.
Литюкова М.В.
Шедько Е.В.
Тема: «Мы строим дом»
Цель:создание ситуации развития речевой и познавательной деятельности детей в процессе формирования у дошкольников представлений о строительных профессиях и основных этапах строительства дома.
Задачи:
Обучающие: Совершенствование грамматического строя речи
- Систематизация, активизация словаря по теме «Профессии на стройке».
- Ознакомление детей с основными этапами строительства зданий.
- Обучение приемам нейрогимнастических упражнений для активизации речевых зон в мозге, для развития физических качеств (координация движений, ловкость).
Развивающие:
- Развитиеобщеречевых навыков, координации речи с движением, моторики рук.
- Способствовать стремлению к познанию разных видов труда и профессий.
- Развитие мыслительной и речевой активности детей.
Воспитательные:
- Воспитание ценностного отношения к труду взрослых, желание трудиться.
- Воспитание активности, навыков сотрудничества, умения оказывать помощь друзьям в сложных ситуациях.
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное, физическое развитие.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная.
Оборудование и материалы: компьютер, экран, презентация, картинки со строительными инструментами, нейродорожка, массажная дорожка, стол для рисования песком, балансировочная доска.
Планируемые результаты занятия:
Ребенок проявляет инициативу в общении и деятельности, задает вопросы различной направленности, слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности.
Ребёнок испытывает познавательный интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, фантазирует, предлагает пути решения проблем, имеет представления о социальном, предметном и природном мире
Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями по теме «Профессии на стройке».
Ребёнок проявляет активность в стремлении к познанию разных видов труда и профессий
Проявляет интерес к новым и знакомым физическим упражнениям,
Настроен положительно по отношению к окружающим, охотно вступает в общение со взрослыми и сверстниками
Задачи |
Деятельность, действия, пояснения воспитателя |
Действия, деятельность детей |
1. Организационный этап |
Введение в ситуацию.
Задача: мотивировать детей на включение в совместную деятельность посредством оказания помощи в организации постройки дома.
Постановка проблемы.
Задача: Подвести детей к желанию помочь |
Воспитатель знакомиться с детьми, сообщает, что пришел к ребятам за помощью. А помощь требуется Чебурашке, который прислал утром видео обращение. (Предлагает ребятам послушать видеообращение Чебурашки)
Вы хотите помочь Чебурашке?
(подводит детей к необходимости рассказать Чебурашке о строительных профессиях и этапах строительства дома)
А вы сможете ему рассказать, кто строит дом? |
Дети называют свои имена.
Дети слушают обращение Чебурашки.
Ответы и размышления детей. |
2 Основная образовательная деятельность |
Задачи
- выявить у детей имеющиеся представления о видах домов, этапах строительства, о профессиях людей, участвующих в строительстве домов.
- совершенствовать умения детей согласовывать существительные с числительными и прилагательными, преобразовывать существительные и числительные в прилагательные.
Формирование знаний о правилах безопасности на строительных объектах, потенциально опасным для человека ситуациям. |
Давайте рассмотрим, какие виды домов бывают.
(предлагает рассмотреть на слайде дома: небольшой 1 этажный, 5 или 9 этажный, небоскреб).
Предлагаю вам рассмотреть какие дома бывают, и рассказать что в них общего, а чем они отличаются.
А в каких домах живете вы? В каких домах вы хотели бы жить?
А теперь поиграем в игру «Сколько этажей».
-Если в доме 5 этажей, то это – пятиэтажный дом.
-Если это девятиэтажный дом, то в нем – 9 этажей.
(Воспитатель по очереди показывает карточки с цифрами и предлагает детям ответить на подобные вопросы и образовать правильные слова).
А какой же дом построить Чебурашке?
Людей какой профессии надо пригласить для строительства дома? |
Рассматривают картинки на слайде и отвечают на вопросы, рассказывают о своих домах.
Дети отвечают на предложенные варианты в игре, преобразовывая слова и предложения.
Дети отвечают и предлагают варианты. |
Знакомство детей с профессией архитектора, с содержанием профессиональной деятельности архитектора, обогащение представлений о профессиональных связях между профессиями. |
Пора начинать строительство. Человека какой профессии мы пригласим первым?
Итак, для начала строительства мы пригласим архитектора.
(При необходимости рассказывает детям о профессии архитектор дополняя и расширяя их знания)
Воспитатель на слайде предлагает рассмотреть чертеж будущей мастерской, а затем попробовать себя в роли архитектора. Ребята делятся на 2 команды и по очереди рисуют дом. (1 команда рисует дом на столе с песком, одновременно двумя руками, а дети 2 команды, также, одновременно двумя руками, обводят дом на листе бумаги. Затем команды меняются). |
Дети размышляют и отвечают.
Дети договариваются, делятся на 2 команды и выполняют задание. |
Сформировать представление о профессии бетонщик, закрепить умение правильно, по смыслу, употреблять глаголы. |
Чертеж (план) будущего дома готов, можем приступать к строительству. Кто подскажет, с чего надо начинать строить дом?
Я точно знаю, что основание дома – фундамент - делают из бетона. Специалист какой строительной профессии нам поможет сделать фундамент дома?
(Рассказывает детям о специальности бетонщика, дополняя и расширяя их знания)
Давайте с вами вспомним, что делает бетонщик?
Предлагаю вам сделать зарядку с элементами нейрогимнастики «Строим дом» (Рассказывает детям о важности выполнения упражнений двумя руками одновременно). |
Дети размышляют и отвечают.
Дети слушают.
Дети отвечают на вопрос, подбирая соответствующие глаголы
По показу воспитателя выполняют гимнастику. |
Углубить знания детей по профессиям каменщик и крановщик.
Расширение словаря детей путем ввода в их словарь прилагательных и глаголов, характеризующих трудовые качества людей, их профессиональную деятельность. |
Фундамент готов, пора возводить стены. Кто нам поможет возвести стены?
(Воспитатель рассказывает детям о специальности каменщика и крановщика, о строительных кранах дополняя и расширяя их знания)
Какими качествами должен обладать человек, что бы работать на таком высоком кране?
Ребята, вы же хотите обладать такими же качествами? Предлагаю вам потренироваться на балансире. (Вы будете башней крана, а ваши руки стрелами крана. Надо стоя на балансире перенести груз с одной руки на другую удерживая равновесие). Это очень сложно, поэтому надо друг друга страховать и придерживать в случае необходимости. |
Дети высказывают свои предположения.
Дети слушают.
Дети отвечают, подбирая прилагательные, описывающие качества крановщика.
Дети тренируются на балансире страхуя друг друга. |
Уточнить и закрепить знания детей о профессии плотника. Расширить представление об инструментах, которыми он работает.
Совершенствовать умения образовывать множественное число существительных. |
Фундамент залит, стены выложены для установки окон и крыши пора пригласить… кого?
(При необходимости рассказывает детям о специальности плотника, дополняя и расширяя их знания)
В своей работе плотник использует много инструментов, давайте их рассмотрим и узнаем, как они называются и для чего используются. (Показывает слайды с инструментами, слушает ответы детей, дополняет их при затруднении).
Давайте проверим, как хорошо вы запомнили название инструментов. (Предлагает правильно назвать на картинке инструмент в единственном и множественном числе.
Когда все строители закончат свою работу, наш дом будет построен и может принимать гостей. (Показывает слайд построенного дома)
Что бы отдохнуть после трудового дня давайте пройдем с вами по массажной дорожке. На стопе наших ног находиться много нервных окончаний и ходьба по такой дорожке поможет нашему организму расслабиться и отдохнуть. |
Дети высказывают свои предположения.
Дети слушают.
Дети называют инструменты
Дети выполняют задание, преобразовывая слова в множественное число.
Дети проходят по массажной дорожке |
Заключительный этап |
|
|
Рефлексивный компонент |
Теперь все готово к строительству дома. Вы помогли Чебурашке определиться с выбором плана дома, рассказали каких специалистов ему нужно будет пригласить.
Ребята, специалистов каких профессий ему надо пригласить для постройки дома? Чем они ему помогут?
О чем вы расскажите своим товарищам в группе? |
Ответы детей. |
Организация перехода к другому виду деятельности. |
Я очень рада, что обратилась за помощью именно к вам, вы действительно очень добрые, отзывчивые, много знающие и смекалистые ребята. Я и Чебурашка благодарим вас за помощь и хотим подарить на память о нашей встрече, набор строительных инструментов для игры с друзьями в группе. А сейчас мне пора отправляться в путь. До свидания. |
Дети получают подарок. |